О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее.
Прежде чем разъяснить положение женщины в Исламе, следует сделать краткий обзор истории женского вопроса в Европе.
До 19 века женщина в Европе считалась существом, с которым никто не считалcя. “Ученые” и “философы” затевали споры по этой проблеме. Например, обсуждался вопрос, есть у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским или несколько выше?!
Даже в те короткие периоды, когда женщина занимала относительно высокое социальное положение, будь то в Греции или Римской империи, это вовсе не было достижением женщин как части населения в целом, а касалось лишь ограниченного числа женщин, выступавших в роли столичных красавиц, украшавших собой любое общество и являвшихся непременным атрибутом роскошной жизни богатых людей. Однако при этом женщина абсолютно не пользовалась истинным уважением, как живое человеческое существо, обладающее чувством собственного достоинства. Экономическая ситуация феодальной эпохи, приведшая к сельскохозяйственной оседлости, обязала мужчину содержать женщин и семейство, что было вполне естественным в подобных условиях. Кроме того, женщина трудилась по дому, занималась примитивным ремеслом по переработке сельскохозяйственной продукции и, таким образом, “окупала” расходы на свое содержание.
Промышленная революция резко изменила всю ситуацию как в деревне, так и в городе. Были подорваны основы семьи, нарушились внутрисемейные связи, так как женщины и дети вынуждены были пойти работать на промышленные предприятия. Рабочий день был слишком велик, а заработная плата у женщины была меньше, чем у мужчины, который делал то же самое и на том же предприятии. Такая ситуация сохранилась и до наших дней. По данным исследования Мичиганского Университета, из всего количества занятых 75% составляют мужчины и 25% - женщины, причем средняя зарплата у первых около 25000 дол. в год, а женщины получают лишь 10000 дол.
Для привлечения внимания к себе женщины использовали такие средства, как забастовки и манифестации, митинги и пресса. Затем женщины почувствовали необходимость участия в политике, чтобы покончить с источником угнетения. Они потребовали, во-первых, права участия в выборах, а затем права представительства в парламенте.
История борьбы женщин за свои права состоит из ряда последовательных этапов. В наши дни такое движение приобрело законченные формы и стало носить название феминизм. Однако оно не сделало женщину более счастливой или защищенной, вознеся на уровень механического равенства с мужчиной во всем. Наоборот, это дало толчок к так называемой сексуальной революции 70-х годов, разврату и разложению нравственности в обществе. Начиная с рекламных щитов и заканчивая детскими мультфильмами, женщина преподносится как объект мужского внимания, имеющий высокую цену и уважение лишь при наличии красивой внешности.
Вернемся к положению женщины в Исламе. Женщина в Исламе занимает важное место. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. С этой целью имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако, как было сказано ранее, как мужчина, так и женщина обладают полным равенством, что дает им все соответствующие права — это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Соблюдается неприкосновенность личности и жилища. Все предписания и законы распространяются на всех без исключения. Ислам установил определенные различия в некоторых правах и обязанностях между мужчиной и женщиной вследствие особенностей организма мужчины и женщины, а также возложенной на них роли в обществе. В следующих главах пойдет речь об этих различиях, которые формируют исламское мировоззрение мусульманки, ее богатый внутренний мир и убеждения.
Однажды, путешествуя, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал ему:
“Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее”.
Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Аллахом по своим правам и обязанностям.
Каждый человек, будь то мужчина или женщина, несет ответственность за совершенные поступки.
При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов.
В исполнении религиозных обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчинами. Например, женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода и в течение шестидесяти дней после деторождения, если у нее есть выделения. Она имеет право отсрочить пост на период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост (в месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. Она не обязана компенсировать пропущенные по любым указанным выше причинам молитвы. Хотя женщины могут ходить и ходили в мечеть в дни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), тем не менее посещение мечети во время пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в пятницу). Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности.