02:37 Пост вершится ради Бога (2) | |
Всевышний, предписывая соблюдать пост, наделил его исключительными свойствами среди прочих видов служения Аллаху. Эта исключительность выражается, прежде всего, в том, что никто, кроме Всевышнего, не знает даже и о приблизительной награде, ждущей постившегося.
1. Невидимость поста Пост как акт поклонения Аллаху исключителен еще и тем, что соблюдение поста происходит невидимым образом, что не позволяет человеку лицемерить или притвориться. Грех лицемерия обычно совершается там, где человек стремится показать другим свою набожность. Пост же в принципе невозможно показывать другим, что исключает грех лицемерия. Соблюдение поста верующим известно только одному Богу, следовательно, пост является одной из основ богобоязненности и благочестия. Имам Али, да благословит его Аллах, велел: «Не поступайте ради того, чтобы вас увидели или услышали; истинно, кто творит не для Аллаха, его Аллах препоручит тем, для кого он творил» (2). Наставление Имама Али, да будет мир над ним, подразумевает, что поступки, совершаемые с показной набожностью, не принимаются и не вознаграждаются Всевышним, даже если деяния будут добрыми. Пост же является деянием, которое постящийся не намеревается показывать перед другими, следовательно, соблюдает пост ради Бога и Всевышний Сам воздаст за него. 2. Пост как подобие одного из проявлений божественной морали Постящийся во время поста не испытывает нужду, так как оставляя вожделения и еду, воздерживаясь от всего, что отвлекает от благочестия, приближает себя к нормам божественным морали и нравственности. Ряд ученых-моралистов отмечают, что «дух поста, его сокровенный смысл заключаются в том, что пост подобен одному из проявлений божественной морали, а именно пребывании в состоянии отсутствия всяких нужд и тревог. А постящийся человек, воздерживаясь по мере возможности от всего, что отвлекает от благочестия, уподобляется ангелам, что достигается уменьшением количества питания по сравнению с обычным временем» (3). Постящийся человек, воздерживаясь в месяце рамадан от приема пищи и питья, дозволенных в течение других месяцев года, тем самым укрепляет свою волю. 3. Вера постящегося Повелитель правоверных Имам Али, да благословит его Аллах, сказал: «Аллах вменил пост как средство исправления нрава» (4). Пост является самым лучшим мерилом искренности и чистосердечности верующих. Человек, который без внешнего принуждения не может воздержаться от приема пищи и пития, но вместе с тем считает себя обязанным соблюдать божественные предписания и стремится своим деянием получить одобрение Бога, в своей искренности должен достичь такой степени, чтоб предпочитать Божью милость и одобрение своим физическим потребностям. О посте, соблюдаемом с искренностью, ученые говорят: «Каждый, кто в месяц рамазан постится с искренностью во имя Бога и ради сближения с Ним, очистит свой внутренний мир благонравными деяниями и сбережет свой внешний мир от греха и прегрешений, воздержится от приема недозволенной пищи и питья, будет питаться исключительно позволенной пищей, а также не будет чревоугодничать, прилежно совершат необязательные и другие традиционные в рамадан молитвы, то согласно достоверным преданиям, заслуживает прощения и избавления от мук загробной жизни» (5). Ходжа Абдаллах Ансари (1006 – 1089 гг.) в комментариях к суре «аль-Бакара» («Корова»), айят 185, писал: «И вот наступил месяц рамадан, сжигающий и очищающий, который огнем сжигает голод тел, а водой покаяния очищает сердца грешников. О несчастный, не знающий цену сей благодати, Всевышний дал тебе все самое лучшее, что есть в мире: Ислам, превосходнейший среди всех религий, был ниспослан тебе как наилучшая религия, и Мухаммада, предводителя человечества, назначил твоим пророком, и Каабу, почтеннейшую среди домов, назначил твоей киблой, и месяц рамазан, священнейший среди месяцев года, назначил временем общения с тобой, месяцем, когда прощаются грехи, изгоняется нечистая сила, открываются врата рая и закрываются врата ада». ***************************** 1) «Васаил аш-ши’а», т. 7, стр. 294, хадис 15. 2) «Нахдж ал-балага», («Путь красноречия»), сборник изречений Имама Али (а), хутба 23, стр. 26 3) «Джаме’ ас-са’адат», Мулла Махди Нараки, пер. Джалал ад-Дина Муджтабави, т. 3, стр. 473. 4) «Нахдж ал-балага», («Путь красноречия»), сборник изречений Имама Али (а), мудрые изречения, № 252, стр. 327. 5) «Джаме’ ас-са’адат», Мулла Махди Нараки, пер. Джалал ад-Дина Муджтабави, т. 3, стр. 476. | |
|
Всего комментариев: 0 | |